Как перестать оправдывать поведение ребёнка

Не надо больше мириться с оправданиями! Вместо того, чтобы зацикливаться на них, предлагаем действенный алгоритм. Научитесь распознавать типичные извинители, и вместо бесполезных дискуссий перейдите к решению проблемы. Вот несколько практических шагов.

Дети часто прибегают к стандартным «отмашкам», чтобы избежать неприятных обязательств. Например, «я забыл», «у меня всё болит», «другие дети делали также». Эти утверждения, хотя и бывают искренними, иногда служат простым техникой избегания. Научитесь их отличать от настоящих проблем. Это не означает усиления давления, а помогает найти корень проблемы.

Ключ к успеху — ясное и чёткое формулирование правил. Ребёнок должен знать, какие последствия будут следовать за безответственным поведением. Например, если домашняя работа не выполнена, будет невозможность пойти на любимый кружок. Предотвратите глупую ссору, рассматривая возможные варианты заранее. Если ребёнок с самого начала понимает последствия, то он меньше будет искать ходы для ухода от обязательств.

Изучите причины. Зачастую за всё ещё «неправильное» поведение стоит нежелание что-то делать, или недостаток навыков. Может, ребёнок не понимает, как справиться с конкретным заданием? Вместо критики попробуйте помочь ему. Если проблема в плохом самочувствии, поощрите обращение к врачу.

Как прекратить бесконечные «потому что»

Спросите о причине причины. Не удовлетворяйтесь первым «потому что». Например, если малыш говорит: «Мне не хочется делать уроки, потому что…», спросите: «А почему тебе не хочется делать уроки?» Следующий ответ скорее всего тоже будет с «потому что». Продолжайте задавать уточняющие вопросы, не торопясь, пока не дойдёте до корня проблемы. Это может быть усталость, сложность задания, или что-то совершенно другое.

Найдите альтернативу вместо «потому что». Если вы уловили причину непослушания, посмотрите на ситуацию под другим углом. Если ребёнок говорит: «Я не хочу убирать игрушки, потому что… мне скучно», нужно предложить альтернативу. Например, «А если мы поиграем с ними, как конструктором – тебе не станет скучно?» Это позволит переключиться с негатива на позитив.

Разделите задачу. Не ждите от подростка, что он сделает все сразу. Если задание кажется слишком большим, разбейте его на мелкие шаги. Когда подросток понимает, что это не такая уж и сложная работа, желание от неё «отмахиваться» уменьшается. Сложность задания может быть одной из основ «причины».

Используйте воображение. Представьте себя на месте своего отпрыска. Подумайте, что может стоять за его отказом выполнить просьбу. Исходя из этого, создайте эмоциональную связь с подростком, и он будет более склонен рассказать о настоящей причине.

Подберите правильные слова. Вместо «Почему ты не хочешь…», попробуйте «Расскажи, что тебя беспокоит?». Такой вопрос не обвиняет, а побуждает к более глубокому объяснению. Заменяя наводящие вопросы обычными критическими замечаниями, вы получаете возможность понять, для чего он делает то или иное действие.

Помогите обнаружить внутренние причины. Иногда «потому что» означает недостаток мотивации или навыков. Например: «Почему ты не смог закончить рисунок?» Вместо того, чтобы говорить о его недостатках, задайте наводящие вопросы: «В чём трудности? Что мешает тебе продолжить? Ты справишься с этим?» Предоставьте поддержку и наставничество.

Как переключить внимание на решение, а не на поиск алиби?

Прямой вопрос. Вместо «Почему ты не сдал работу?» спросите: «Как ты планируешь справиться с заданием?»

Фокус на пути, не на цели. Если задача состоит в сборе игрушек, вместо «Почему игрушки разбросаны?» спросите: «Какие шаги ты предпримешь, чтобы убрать игрушки?» Выстраивание плана – ключевой момент. Просите дать конкретные ответы: «Определи задачи, разбери по категориям, положи в соответствующие места.» Не принимайте «не знаю» как ответ.

Избегайте осуждения! Вместо «Ты опять забыл про тетрадь!» попробуйте: «Расскажи, где ты оставил тетрадь, и как будешь контролировать, чтобы это не повторялось?» Это важно. Умение планировать – навык. Проясняйте этот процесс.

Визуализация решения. Если возникла проблема с уборкой – предложите наглядное решение: «Представь, как будет выглядеть комната после уборки. Выбери цвет, которым мы отметим завершённость каждого этапа в списке.» Ситуация станет более позитивной и мотивирующей, привлекая ребенка к разрешению.

Конкретные примеры. Вместо «Как ты поступишь с этим?» предложите конкретное решение: «Если ты не успеваешь закончить домашнее задание, можем ли мы составить график на неделю?» Разнообразные варианты, гибкость и конкретизация – вот ключи к успеху.

Поощрение поиска альтернатив. «Есть еще один способ выполнить задание?» Развивайте мышление, подталкивая к креативным решениям и избегая неконструктивного поиска уклонений.

Как воспитать самостоятельность и ответственность?

Предложите задачу, требующую самостоятельного решения. Не говорите, что сделаете за него работу, даже если очень хочется. Пусть попробует справиться сам. Например, запланируйте завтрак, собрать портфель, выбрать одежду. Назначьте четкие временные рамки и результат, который должен быть получен.

Пример. Ребенок должен собрать портфель к завтрашнему дню. Вы даёте список предметов, которые нужно положить, и строгое время — 20 минут, не больше. Если не успел, следующим утром — вместе, но без похвалы и с объяснением, почему важно уложиться в срок. Важно, чтобы задача была понятна и выполнима.

Ключевой момент: Приучайте к последствиям своих действий. Если запланированная задача не выполнена из-за непредвиденных обстоятельств, обсудите их вместе. Не делайте за ребёнка.

Важно научить ребенка прогнозировать последствия. Например, если он опаздывает в школу, ему следует заранее предусмотреть, как это избежать. Подсказывайте не прямо, а вызывая собственные мыслительные процессы к действию. Предложите список возможных путей решения, без готовых ответов.

Пример. Ребёнок постоянно опаздывает в школу. Вместо наказания объясните, что важно продумать и спланировать время для каждого этапа. Спросите его, как он может улучшить свои навыки планирования: например, узнать распорядок дня в школе, расставить приоритеты на утро. Помогите ребёнку найти решение самостоятельно, не давая готовых ответов.

Стимулируйте проявление ответственности, не требуя идеального результата. Поощряйте любые попытки самостоятельного решения задач. Замечайте и хвалите усилия, даже если не всё идеально. Важен не результат, а сам поиск решений.

Пример. Если ребёнок готовит обед, не акцентируйтесь на том, что тарелки не идеально чистые. Сделайте акцент на его самостоятельности, на том, что он сделал сам, и на том, что он подвинул к планированию и реализации следующей задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *